Оставьте свой телефон и мы вам перезвоним
Заявка на ремонт
Оставьте отзыв
Заказ
Ремонт и сервис промышленных прессов и спецтехники
Техническое обслуживание гидравлических машин
Заказать
звонок
Заполнить заявку
на ремонт
Ремонт и сервис промышленных прессов и спецтехники
Заполнить заявку
Техническое обслуживание гидравлических машин
Заказать
звонок
Заполнить заявку
на ремонт

Рынок коммунальной техники

ТО комбинированной коммунальной машины

По действующим нормативам, для содержания в порядке, автомобильных магистралей на 100 километров дороги требуется от 35 до 43 специальных машин различного назначения. Для города эти цифры не меньше. Коммунальная техника — товар первой необходимости. При этом, игрокам российского рынка коммунальной техники необходимо учитывать территориальную разобщённость объектов, нуждающихся в постоянном коммунальном обслуживании, необходимость оперативного, а порой и аварийного использования техники, а также большие объёмы предполагаемых работ.

 

Своя или заграничная

Современная ситуация на рынке коммунальных машин отражает не столько высокий уровень конкуренции российских производителей между собой, сколько деловое соперничество между отечественными и зарубежными изготовителями.

 

В Российской Федерации машины для городского и коммунального хозяйства производят порядка сорока предприятий, которые в нынешних условиях уже не могут удовлетворить растущие потребности эксплуатационных компаний. Поэтому до недавнего времени присутствие импортных коммунальных машин на российском рынке коммунальной техники неуклонно увеличивалось. После подписанного 26 февраля 2009 года нового постановления Правительства Российской Федерации за номером 174 импорт практически прекратился. По итогам первых 2010 года доля импорта коммунальной техники относительно ее выпуска составила немногим более 2,5%. При этом импорт в натуральном выражении практически не изменился – сокращение доли ввоза произошло благодаря активизации отечественных предприятий.

 

Конкуренция за покупателя между российскими и импортными (мы не говорим здесь о Китае) производителями идёт разумеется ценовая. И если в плане первоначальной стоимости вопрос этот решается однозначно, в дальнейшее содержание автомобиля выравнивает шансы. По статистике, затраты на эксплуатацию отечественной техники и оборудования составляют сегодня более 50% и включают амортизацию, стоимость запасных частей, технического обслуживания и текущего ремонта, а также зарплату водителей-операторов и обслуживающего персонала. Чтобы добиться уменьшения расходов, многие коммунальщики идут на замену имеющейся старой техники высокоэффективными всесезонными комбинированными машинами. Однако около большинство выпускаемых в России машин имеют больший, чем у импортных, вес, более высокий уровень эксплуатационных затрат, меньшую рабочую мощность и общую производительность. Ресурс до момента списания у отечественных дорожно-уборочных машин, представленных на российском рынке коммунальной техники, на 30% ниже, чем у зарубежных.

Комментирует Елена Лещинская, коммерческий директор ООО «Локуст-Центр»:

 

«Кто покупает импортную технику? Предприятия, которые относительно самостоятельно распоряжаются средствами. Государственные структуры, конечно, стремятся поддерживать отечественных производителей, те же, кто понимает смысл капиталовложений в качественные машины, предпочитают иностранные бренды. Вопрос в том, задумывается ли покупатель об обосновании стоимости машин. Если он понимает, что сравнительно высокая стоимость техники Locust объясняется гораздо более низким потреблением топлива, более совершенной и маневренной машиной, улучшенными техническими характеристиками, он предпочтёт этот вариант более дешёвому».

 

Конкуренция между качественными коммунальными машинами зарубежного производства российской спецтехникой идёт не только на рынке новых машин: на каждый новый импортированный автомобиль в 1 полугодии приходится 10 подержанных.

 

Second hand или новая

Большая часть бюджетных коммунальных служб до сих пор укомплектована устаревшими моделями коммунальной техники, степень текущего износа машинного парка ЖКХ, по оценкам разных агентств, колеблется в пределах от 50 до 65%. При этом, по действующим нормативам потребности в дорожно-уборочной технике для содержания в порядке, например, автомобильных магистралей на 100 километров дороги требуется от 35 до 43 специальных машин различного назначения. Такие машины в настоящее время на рынке коммунальной техники имеются в большом ассортименте, но, к сожалению, многие организации пока не могут приобрести их.

На вопрос о том, насколько остро соперничество между этими сегментами, эксперты отвечают неоднозначно. Елена Лещинская считает, что конкуренция между новой и бывшей в употреблении техникой, которая в начале финансовой нестабильности была в большом количестве выплеснута на рынок, начинает рассеиваться:

 

«Сейчас приоритеты потребителей возвращаются к норме: для кратковременных работ предпочитают подержанные машины, для длительной и надёжной эксплуатации выбирают новые машины. К тому же, по моим наблюдениям, восстанавливается рынок лизинга».

 

Хотя машины, задействованные в коммунальном секторе, — в большинстве не являются примерами внедрения передовых технологий, и теоретически их можно выпускать на любом заводе как говорится на коленке, новая техника имеет технологические преимущества: например, гидрофикация.

 

Немного иначе видит ситуацию Руслан Ахьямов, директор ООО «ТГМ-сервис»:

 

«Вопрос приобретения новой или бывшей в употреблении техники любой специализации не стоял бы вовсе, если бы не финансовые трудности и ограничения, с которыми неизбежно сталкивается каждое предприятие. Порог вхождения в бизнес, связанный с приобретением и использованием новой техники очень высок, а большинство отраслей, в которых техника эксплуатируется, нестабильны. Ни строители, ни заготовители леса, ни коммунальщики не могут быть уверены, что завтра будет лучше, чем вчера. Поэтому разумный подход к делу требует оптимизации расходов».

 

Конкуренция идёт в основном между новыми российскими машинами и неновыми импортными. Каждый сам решает, что предпочтительнее, исходя из своих задач. Руслан Ахьямов рассказал о некоторых достоинствах приобретения импортной б/у техники.

Во-первых, по своим техническим характеристикам она превосходит отечественные аналоги, а стоимость сопоставима с ценой новой отечественной (скажем, на примере приобретения тягача европейского производства 4-5 лет). Конечно, заградительные таможенные пошлины, которые были введены, - мощный рычаг, сделавший ввоз импортных машин старше 3 лет невыгодным, но, со временем, рынок бывшей в употреблении техники полностью восстановился, и набирает обороты. Даже такой инструмент, как лизинг не может в корне поменять ситуацию, так как он в основном рассчитан на покупку новых машин, и им как правило пользуются покупатели российской техники.

Во-вторых, российская техника обрекает владельцев на высокие эксплуатационные расходы, в то время как иномарки надёжнее, потребляют меньше топлива, реже требуют обслуживания.

В-третьих, в настоящее время, при покупке б/у техники все больше продавцов предоставляют гарантию. Сервисные центры и запчасти сегодня тоже не проблема. Ещё один немаловажный аспект - сегодня водители и операторы при своем трудоустройстве на работу, обращают внимание на комфорт и условия работы, хороший специалист скорее пойдёт работать на неновую импортную машины, чем на российскую.

 

«Подводя итог, Руслан Ахьямов отмечает, - основная задача любой техники - чётко выполнять свои сервисные функции и бывшая в употреблении техника справляется не хуже новой. И ещё один нюанс: при последующей продаже б/у техника практически не теряет в цене (через 2-3 года эксплуатации и при условии надлежащего ухода за ней) тогда как новая теряет до 50% от стоимости. Все эти факторы приводят к тому, что сегодня не только частные предприятия, но и муниципалитеты покупают бывшую в употреблении технику».

 

Здесь важно учитывать, что импортная техника для коммунальных нужд может быть рассчитана на отличные от российских размеры контейнеров и ёмкостей или оказаться не предназначенной для работы при низких температурах. Тем не менее, на фоне извечного недостатка бюджета во многих городах, торговля подержанными коммунальными машинами расширяется. Ввоз осуществляется практически из всех стран Европы, больше всего из Германии, Польши, Швеции.

В качестве базы для коммунальной техники обычно используются шасси грузовых автомобилей разрешенной максимальной массой от 12 до 18 т. На их износ влияет не столько пройденное расстояние, сколько вид выполняемых работ. Износ автомобиля может происходить очень быстро. Например, за час работы мусоровоз тормозит до полной остановки и снова трогается более 100 раз. Поэтому восстанавливать и модернизировать многие справедливо начинают с шасси, а затем навешивают на неё коммунальное оборудование, совсем новое или хорошо сохранившееся. Сочетание новых и подержанных элементов позволяет создавать максимально эффективные машины за разумные деньги.

Тем не менее, торговля подержанными коммунальными машинами (если подходить к ней со всей ответственностью) – более трудное дело, чем обычная продажа грузовиков из вторых рук. Но это тема для отдельного разговора.

 

Лизинг и аренда

Недостаток свободных денег — причина существования вторичного рынка — может иметь и другие решения: приобретение техники в лизинг и аренду машин. Аренда коммунальной техники – это прежде всего уход от неустоек при внезапной поломке техники. Главное здесь — найти надёжного арендодателя.

Потенциал направления лизинга техники для коммунальных служб очевиден: технопарки предприятий ЖКХ требуют обновления. Потребность коммунальных предприятий в новом современном механизированном парке очень велика, а отсутствие достаточного финансирования не позволяет ее реализовать. Однако массового развития направления лизинга коммунальной техники в настоящее время нет: есть сделки с коммунальными службами имеют единичный характер.

 

Увеличение объёмов бюджетного финансирования в отрасли ЖКХ может повлиять на рост спроса на лизинговые схемы приобретения коммунальной техники. Характерная особенность использования машин предприятиями ЖКХ - сезонность. Зачастую с этой проблемой помогает справиться соответствующим образом составленный график платежей, лизинговые схемы приобретения имущества предоставляют возможность выстроить его согласно сезонности работ лизингополучателя. В целом же перспективность развития этого направления будет зависеть от хода реформы ЖКХ в стране и гарантий администрации муниципальных образований.

 

Подготовила Юлия Раильченко